Введение
Ни для кого не секрет, что в настоящее время человечество переживает информационный бум. С одной стороны стоит проблема, связанная с перенасыщением информацией, с другой - необходимость получения этой информации. Замечательным средством решения этих проблем является создание глобальных сетей, наибольшей популярностью из которых в настоящее время является Internet. Эту сеть используют как для получения необходимой информации, так и для того, чтобы заявить миру о своем существовании: поделиться своими знаниями, дать рекламу своей фирмы и др. Именно для тех, кто хочет использовать Internet с целью заявить о себе и предназначен данный курс.
Пояснительная записка
Курс "HTML и CSS" является первой частью курса с общим названием "Web-мастеринг". В то же время курс "HTML и CSS" является логически завершенным курсом. Программа рассчитана на слушателей, которые уже владеют первичными навыками работы на компьютере: могут работать с текстовыми и графическими редакторами (достаточно самых общих навыков), знакомы с файловой структурой ОС, установленной на их компьютере. Кроме того, специфика дистанционного образования предусматривает наличие постоянного доступа к компьютеру, умения пользоваться броузерами и электронной почтой.
Предполагаемый объем учебного времени - 8 часов в неделю, но это время может варьироваться по соглашению со слушателем. Лекционный материал предоставляется слушателям в электронном виде (форматы html, txt, gif, jpeg, eml, doc, rtf и других, доступных слушателю).
Основные цели курса:
1. Формирование представлений о структуре web-страниц и web-сайтов;
2. Знакомство слушателей с языком HTML;
3. Знакомство слушателей с таблицами стилей и их каскадированием;
4. Привитие культуры написания гипертекстовых документов;
5. Научить слушателей создавать простейшие сайты и электронные документы на основе HTML и CSS.
Курс состоит из следующих основных разделов:
HTML - язык разметки гипертекста
При изучении этого раздела слушатели получают общие представления о структуре web-страницы, о заголовке и теле страницы, о версиях HTML и МЕТА-тэгах. В этом разделе предусмотрено знакомство с тэгами HTML, которые применяются для форматирования текста. Кроме того, здесь рассматривается организация гиперссылок и вставка в текст страницы изображений, дается характеристика графических файлов, используемых на web-страницах.
Изучение этого раздела преследует следующие цели:
1. Создать у слушателей конкретное представление о предмете изучения;
2. Ознакомить слушателей с тэгами, которые используют для форматирования текста;
3. Сформировать навыки культуры оформления кода HTML-страниц;
4. Подготовить слушателей к последующему изучению языка HTML;
5. Научить создавать гиперссылки, используя строку текста или рисунок;
6. Ознакомить слушателей с основными форматами графических изображений, используемых в web-документах. Слушатели должны иметь представление о том, в каких случаях применять тот или иной формат.
7. Сформировать у слушателей понятие доступа к файлу.
Основное внимание при изучении данного раздела уделяется структуре HTML-страниц. При изучении этого раздела полезно рассказать не только о тех тэгах, которые используются, но и о тех, которые W3C признаны устаревшими, указать их обновленные варианты. Начиная с этого раздела нужно подготовить слушателей к тому, что не все броузеры одинаково поддерживают все тэги и сразу же заострять внимание на тех тэгах, которые не поддерживаются тем или иным броузером. При изучении МЕТА-тегов, пока не следует уделять много внимания вопросам "раскрутки" сайта, чтобы не рассеивать внимание слушателей. Это будет сделано при изучении последнего раздела.
Фреймы
При изучении этого раздела следует учитывать, что хотя фреймы в настоящее время редко применяются при создании сайтов, их использование очень удобно при создании электронных учебников. Основное внимание при изучении этого раздела нужно уделить организации переходов по фреймам. В этом разделе нужно обратить внимание на разные схемы перехода по страницам, содержащим и не содержащим фреймы. Особое внимание при изучении этого раздела следует уделить вопросам совместимости броузеров, обратить внимание на то, что не все броузеры поддерживают фреймы, и прорабатывать со слушателями эту исключительную ситуацию.
Списки и таблицы
При изучении этого раздела, акцент следует делать на то, что таблицы в настоящее время являются основным средством для расположения материала на странице. При изучении этого раздела также необходимо обратить внимание на разное восприятие таблиц разными броузерами. Особое внимание следует обратить на разделение и объединение ячеек, рассмотреть примеры вложенных таблиц. Здесь же следует рассмотреть возможность оформления ячеек таблиц в виде кнопок.
Объекты и формы
Изучение объектов и форм в данном разделе следует рассматривать только с позиции их создания на странице. Дело в том, что обработка событий выходит за рамки этого раздела, а многие моменты - за пределы курса. В данном разделе следует изучить также карты рисунков и возможность осуществления различных переходов из разных мест одного изображения. В этом же разделе дается понятие апплета.
Таблицы стилей
При изучении этого раздела следует четко выделить и основательно обосновать преимущества и необходимость применять CSS. При изучении данного раздела нужно научить слушателей применять как непосредственное задание стиля, так и стиля, заданного в отдельном файле. В этом же разделе следует рассмотреть вопрос о классах стилей и об универсальных классах.
Динамика сайта и скрипты
В этом разделе изучаются вопросы DHTML. Рассматриваются вопросы подсветки, замены, т.е. то, что связано с событиями onMouse… Полезно в этом разделе рассказать и о фильтрах, которые, к сожалению, поддерживают не все броузеры. При изучении вопроса о скриптах, упор делается на JavaScript, как на языке, который является признанным стандартом. Полное изучение языка JavaScript не входит в задачи данного курса, поэтому изучения языка JavaScript сводится к изучению минимума, необходимого для восприятия примеров, связанных с динамикой сайта и простейших примеров управления формами.
Создание, размещение и продвижение сайта
В этом разделе подводятся итоги всего курса. Здесь нужно познакомить слушателей с современными стилями и традициями размещения гипертекста. Здесь же нужно возвратиться к МЕТА-тэгам и их роли в продвижении сайта, а также познакомить слушателей с другими методами "раскрутки" сайта (баннеры, форумы, рассылки и т.п.). В этом же разделе слушатели должны познакомиться с протоколом FTP и порядком размещения сайта на сервере.
Курс "HTML и CSS" является первой частью курса с общим названием "Web-мастеринг". В тоже время курс "HTML и CSS" является логически завершенным курсом, т.е. тех знаний и умений, которые Вы приобретете в результате его прохождения будет вполне достаточно, чтобы Вы могли выполнять определенный объем работ по "Web-мастерингу". Одной из основных целей курса является самостоятельное создание собственного сайта слушателями курса.
Во время прохождения курса Вы будете выполнять самостоятельные и контрольные работы, которые будут корректироваться и оцениваться преподавателем. В любое время Вы сможете задать любые вопросы преподавателю (не выходящие за рамки курса) и в короткий срок получить на них квалифицированный ответ. Постоянный контроль за Вашим обучением позволит Вам избежать ошибок, часто допускаемых новичками Web-программирования (а ведь учиться на ошибках других всегда лучше). Кроме того дистанционное обучение поможет Вам сэкономить Ваше драгоценное время, ведь на прохождение курса отводится всего 4 недели. Подумайте только - меньше месяца - и Вы уже можете создать собственный сайт, причем грамотно, в полном соответствии с современными технологиями, на профессиональном уровне.
Для изучения данного курса Вам будут нужны программы, которые наверняка уже установлены на Вашем компьютере:
1. Обозреватель (броузер), желательно поновее (Internet Explorer 5 или выше или Netscape Navigator 4 или выше);
2. Простой текстовый редактор (вполне подойдет Блокнот (Notepad), входящий в стандартный набор Windows или vi для тех, кто предпочитает Unix);
3. Почтовая программа для осуществления связи.
Курс сопровождается большим количеством теоретического материала. Если Вы что-то забудете и захотите освежить свою память, в Вашем распоряжении окажутся электронные учебники, по которым Вы всегда вспомните то, что забылось со временем.
План занятий по HTML и CSS
№ п/п |
Тема занятий |
Краткое содержание |
Кол-во часов |
1. |
Введение в HTML. |
Структура страницы. Основные сведения о HTML. Версии HTML. Тэги (дескрипторы). Заголовок и тело страницы. Тэг HEAD. Тэг TITLE. Тэг BODY. Параметры тэга BODY. МЕТА-тэги. |
2 |
2. |
Форматирование текста. |
Абзац, выравнивание абзаца. Табуляция, пробелы, переносы. Тэг FONT. Цвет и фон. Тэг Hn. Разделитель. Оформление кода страницы. Использование комментариев. |
2 |
3. |
Гиперссылки и иллюстрации. |
URL. Схема доступа к файлу. Гиперссылка по тексту. Типы графических файлов. Размещение иллюстраций и обтекание их текстом. Гиперссылка по рисунку. Стандартные типы ссылок. |
2 |
4. |
Фреймы. |
Определение фреймов. Атрибуты тэга FRAME. Тэг NOFRAMES. Организация переходов по фреймам. Тэг IFRAME. |
4 |
5. |
Списки и таблицы. |
Ненумерованные и нумерованные списки. Списки с определениями. · Таблицы - основное средство для управления расположением материалов в современном HTML. Заголовок таблицы. Выравнивание данных в ячейках. Заголовок строки или столбца. Группы строк и колонок. Разделение и объединение ячеек. Вложение таблиц. |
8 |
6. |
Таблицы стилей. |
Основные понятия и определения CSS. Непосредственное задание стиля. Элемент STYLE. Классы. Универсальные классы. Создание таблиц стилей в отдельном файле. |
6 |
7. |
Объекты и формы. |
Общие атрибуты объектов. Рисунки и карты. Общие атрибуты форм. Элементы: ISINDEX, FORM, INPUT, LABEL, SELECT OPTION, TEXTAREA, BUTTON, FIELDSET. |
10 |
8. |
Стиль и традиции разметки гипертекста. |
Практические советы по созданию сайтов. Разработка сайта. |
2 |
Итого: |
36 |
Примечание: Каждая тема заканчивается контрольной работой.
|